Этикетка

Предками современных этикеток были клейма, которые ставили производители напитков (в основном вин) на амфорах, бутылях и глиняных сосудах, а также различные навесные «носители информации». До нашей эры человечество бумаги не знало, поэтому использовались, например, кусочки кожи или наклеивались крохотные клочки пергамента с пометками.

Появление в Европе бумаги не могло не сказаться на внешнем виде этикетки. Сначала из-за дороговизны это был предмет роскоши, но постепенно бумага завоевала упаковочную сферу, поскольку гораздо лучше подходила для передачи информации: на бумажных этикетках помещалось больше сведений, чем на клейме или кожаном лоскуте. Сейчас этикетка кроме минимальной информации (названия, производителя, места изготовления), содержит рекламные призывы и указания к применению.

Стремительно развивающаяся область этикетирования – виноделие. До 1820 года винные этикетки стали похожи на те, что мы знаем сейчас, но отличались строгим лаконичным стилем. Первоначально они имели простую прямоугольную или овальную форму. Со временем бурная фантазия виноделов превращала их в короны и виноградные лозы. Постепенно происхождение стало указываться все реже, а с 1834 года виноделы стали указывать год урожая. В конце XIX века появились надписи об особенностях вкуса и типе вина. Указывалась и профессия изготовителя (торговец, частный владелец). В период с 1820 по 1920 годы производство шампанского увеличилось с 2 до 20 миллионов бутылок в год (в 10 раз!). Без сомнения, не последнюю роль здесь сыграла этикетка. Незамысловатый рисунок на бумаге стал мощным двигателем торговли и средством общения с клиентом.

Известно, что первые цветные бумажные этикетки появились еще в 1880 году и положили начало первого коммерческого направления в искусстве — литографии. Европейский опыт по изготовлению цветных винных этикеток был замечен и скопирован американскими виноделами, так как бутылки с цветными бирками сразу бросались в глаза и в разы увеличивали объемы продаж.

В начале 30-x годов XX века американский предприниматель Р. Стентон Эйвери (R. Stanton Avery) изобрел первую самоклеяющуюся этикетку, которая сегодня является бесспорным лидером в сфере этикеточной продукции. Первые этикетки Р. Стентона изготавливались из специальной бумаги к которой приклеивалась отделяемая подложка. Особое силиконовое покрытие подложки позволяло отделить её от клеевого слоя без особых усилий. Р. Стентон ввел в процесс производства самоклеящихся этикеток метод вырубной штамповки, конвейерные линии, ротационный штамп, а также использование синтетических материалов, устойчивых к воздействию влаги и температурных колебаний.

Первые правила этикетирования вин появились в начале XX века, затем все они объединились в европейское законодательство о наименовании и оформлении вин. С тех пор этикеткам уделяется большое внимание: над их художественным оформлением работали такие великие художники как Сальвадор Дали, Марк Шагал, Пабло Пикассо и Энди Уорхолл.

Кроме виноделия, этикетки получили значительную популярность среди торговцев фруктами и овощами. В конце XIX-начале XX века продовольственный рынок вырос настолько, что производителям пришлось в буквальном смысле слова сражаться за потребителей. В результате появился особый вид литографии, специализирующейся на разработке этикеток исключительно для ящиков и жестяных банок.

Визитка

Английское название визитки - business card, что дословно переводится как "деловая карточка". Действительно, современные визитки, используются, в основном, для передачи информации в процессе делового общения. Однако история визиток содержит множество фактов, свидетельствующих о том, что визитные карты отнюдь не всегда выполняли информационную функцию, а служили совершенно разнообразным целям.

Родиной возникновения визитной карты считается Древний Китай, в котором это нехитрое изобретение появилось еще в 3 веке. История визиток гласит о том, что изначально они изготавливались на специальных деревянных или бамбуковых дощечках, на которые наносились иероглифы. В дальнейшем визитки стали делать на шелковой ткани, а еще позднее - на красной официальной бумаге. Подобные карточки были обязаны иметь при себе все китайские чиновники, о чем говорилось в специально изданном указе. Конечно, в то время жители Древнего Китая не задумывались о том, как правильно сделать визитку, однако основные данные о владельце подобная визитная карта все-таки содержала (фамилия, имя и занимаемая должность).

Не все историки сходятся в едином мнении о месте и времени появления первых современных визитных карт. История визиток насчитывает множество версий возникновения и распространения их по Европе. Так в различных источниках можно найти информацию о том, что первые современные визитки появились на территории Франции, Германии и Италии приблизительно в 16 веке.

Появление визиток во Франции произошло в эпоху Рококо и связано с именем Людовика XV. История визиток свидетельствует о том, что обладателями подобных карточек становились лишь богатые и известные люди. Визитка в те времена выполняла, в основном, представительские функции и служила для демонстрации положения сторон. Подобная визитка содержала минимум информации о ее владельце - имя и фамилию, адрес практически никогда не указывался.

В середине 18 века визитки стали более информативными. Теперь на карточках стали указывать не только имя, но и фамильный герб, а также другую полезную информацию.

Первое печатное оборудование

История ума знает две главные эпохи: изобретение букв и типографии, все другие были ее следствием.
Н.М. Карамзин

Изобретение печатных машин и последовавшее за этим изобретение наборного и брошюровочно-переплетного оборудования следует рассматривать в тесной связи с развитием книгопечатания, которое наряду с появлением письменности стало одним из величайших прогрессивных знаковых событий в истории мировой культуры.

Первые идентичные (тиражные) оттиски появились в VIII веке н.э. на Востоке. Для этого была разработана техника гравирования текста на дереве — ксилография (от греч. хylon — срубленное дерево и grapho — пишу). Для реализации этого способа использовались ручные операции и простые орудия труда, а посему он был трудоемким и малопроизводительным.

868 г. знаменателен тем, что в тот год была напечатана «Алмазная сутра», самый древний образец ксилографического книгопечатания (хранится в Британском музее). Свиток состоит из семи последовательно склеенных листов шириной примерно 30¬32 см; длина всего свитка в развернутом состоянии более 5 м. Для производства этого свитка потребовалось несколько сотен гравированных вручную досок.

Развитие полиграфического оборудования начинается с середины XV века с изобретения в 1440 году Иоганном Гуттенбергом ручного печатного станка, который позволил механизировать основной технологический процесс — печатание. Если до этого книги в Европе производились ксилографическим способом и были большой редкостью, то с изобретением Гуттенберга начиная с первой половины XV века их стали печатать типографским способом. Несмотря на простоту ручных операций, в печатном станке Гуттенберга были заложены основные конструктивные принципы будущего печатного аппарата, которые успешно реализованы в современных печатных машинах. Конструкция первого печатного станка оказалась настолько удачной, что просуществовала без принципиальных технических изменений около 350 лет.

Рекорды книгопечатания

А вы знаете, что вообще означает слово «полиграфия»? На древнегреческом «поли» – это много, а «графити» – пишу. То бишь полиграфия - это печать текстов в больших масштабах. Как отрасль полиграфия начала активно развиваться в Средневековье, когда возникла потребность в массовом распространении рукописей известных исторических деятелей.

Непосредственно книгопечатание, как широко известно, изобрел еще в 1440 году немецкий ювелир и талантливый изобретатель Гуттенберг. Именно он додумался до того, как сделать буквы подвижными. Более того, он смог создать шесть разных шрифтов. Буквы он вырезал из металла, которые под действием пресса оставляли отпечаток на листах бумаги. А вот автоматика впервые в книгопечатание пришла в 1875 году – в Англии сделали первую пресс-машину со смещением.

Самая тяжелая отпечатанная книга – географический атлас весом в 320 кг, экспонат лондонского музея. А самая большая книга – «Сборник морских правил» (он хранится в музее Амстердама). Только ширина этого продукта книгопечатания составляет более метра, а толщина – 0,5 метра. Высота – почти в человеческий рост.

А самая дорогая в мире книга – авторства Леонардо да Винчи. Речь идет о «Трактате о воде, земле и небесных телах». Эта книга, написанная зеркальным способом, содержит научные открытия в различных сферах. Билл Гейтс купил этот трактат за 24 миллиона долларов, а потом передал музею искусств в Сиэтле. Что двигало им при покупке столь ценной книги? Вероятнее всего, мысль о будущих поколениях, потому что такая вещь не имеет цены – она бесценна.